|
|
Дождавшись, когда все студенты удобно разместятся на клине, Ярослава начала лекцию.
Вы когда-нибудь задумывались, почему, когда вы где-то далеко, так тянет домой? Почему вы скучаете по родным стенам? Вспоминаете Родину? А ведь всё из-за них!
В эту же секунду перед каждым студентом появились не вполне понятная фигурка.
Виновники тоски по дому - Пенаты, наиболее известные римские Воли-Силы. Это божества-хранители дома и запасов продовольствия в нём; они из поколения в поколение охраняли единство и благополучие каждой семьи. Небольшие скульптурки пенатов можно было брать с собой в долгие путешествия. Они помогали в пути, защищали от невзгод и хранили в сердце каждого римлянина любовь к Родине и к своему дому.
Вернувшись домой, следовало поставить статуэтку на место (они находились около домашнего очага) и принести пенатам благодарность за благополучное возвращение и за то, что всё это время не гас домашний очаг.
Существовали не только семейные, но и «государственные» пенаты, охранявшие весь римский народ. Именно они считались залогом непобедимости и вечности Рима. В торжественных же клятвах пенаты упоминались наравне с самим Юпитером.
Другими, но схожими по функциям домашними божествами были лары, духи предков. У каждой семьи были свои лары, которые в отличие от пенатов никогда не покидали дом.
В богатых домах строили специальные молельни, в которых ставились статуи домашних богов. Бедное население, не имеющее возможности устроить в без того тесном доме божницу, отводило для своих богов ниши или шкафы, в которых и расставлялись небольшие, по большей части глиняные статуэтки. Наиболее верующие римляне поклонялись своим домашним божествам каждые утро и вечер, а также при начале и окончании любого дела. Место, где располагались статуэтки ларов, называлось ларарием. Когда наступал семейный праздник, дверцы ларария распахивались, чтобы и духи могли принять участие в веселье и общей трапезе.
Самыми значительными праздниками были свадьба и рождение ребёнка. На пятый, а иногда и на седьмой день после рождения ребёнка обносили вокруг очага, чтобы очистить его огнём, и поручали новорождённого покровительству домашних богов. Тогда же мальчик получал в подарок амулет, с которым он не расставался ни днём, ни ночью. Вступление парня в возраст эфебов (в большинстве полисов 16 лет, в Афина - 18) праздновалось торжественным возлиянием, волосы остригались и приносились в жертву Аполлону, и юноша около домашнего очага менял детские одежды на наряд взрослого – тогу, а свой маленький, прошедший через всё детство амулет отдавал домашним ларам, вступая таким образом под их полное покровительство.
Хозяин дома был обязан приносить ларам установленные обычаем дары и возлияния; именно поэтому они заинтересованы в том, чтобы его род процветал и сохранял чистоту крови – их крови. Из своих подземных обителей они «воссылают благо» потомкам и строго следят за выполнением традиций и обычаев. Более всего сердило ларов нарушение женой обета супружеской верности и введение в дом «подложных детей», то есть нарушение преемственности крови. Интересен тот факт, что измена мужа осуждалась, порой даже каралась законом, но не считалась религиозным преступлением и оскорблением ларов.
Ларов было очень много – столько же, сколько свободных граждан. Едва ли не на каждом перекрёстке в их честь возводились маленькие алтари, а в загородных усадьбах им посвящались деревья, а то и целые рощи. В трудную минуту к ларам обращались за помощью.
Считалось, что у рабов не может быть ларов, потому что их домашние очаги разрушены. Но одной из постоянных забот этих домашних богов была охрана справедливых, человеческих отношений в доме. И рабы искали защиты от несправедливого гнева, жестокости своего хозяина у ларов чужого домашнего очага, возле которого им приходилось жить и работать.
В праздник ларенталий, который отмечался 23 декабря, все жители Рима, и свободные граждане, и рабы, приносили к алтарю цветы и совершали возлияния вином и маслом.
Существовали также лары Рима, воплощавшие дух древних героев, основателей этого города. Лары всегда изображались рядом с собаками, охраняющими дом и своих хозяев.
Вот, что о ларах говорит Овидий:
В мая календы алтарь был воздвигнут хранителям – Ларам
И изваяния с ним малые этих богов…
Имя «хранителей» им потому присвоено было,
Что охраняет их взор всё, за чем смотрят они.
Нас они берегут, соблюдают и города стены,
С нами всегда, и во всём помощь они подают.
Но у подножия Ларов стоит из камня собака –
Как объяснить, почему вместе здесь Лары и пёс?
Вместе хранят они дом и оба хозяину верны;
За перепутьем следит Лар, и собака следит. Оба сгоняют воров – и Лар, и Дианина стая,
Бдительны Лары всегда, бдительны также и псы.
Домашнее задание:
Напоминаю, что домашние задания оцениваются по десятибалльной системе. За особо понравившуюся работу преподаватель имеет право начислить 2 дополнительных балла сверх высшей отметки (10 баллов).
Вопросы предлагаю вам выбрать самим так, чтобы в сумме их "стоимость" составила 10 баллов
1) Чем отличаются и чем схожи между собой пенаты и лары? (0-2 балла)
2) Уж очень нравится магглам писать красивые заголовки. Вот вам парочка подобных из их газет: "Депутаты вернулись в родные пенаты", "Иркутскому ТЮЗу не позволяют вернуться в родные пенаты". Исправьте ошибку и объясните, почему неверно подобное написание. (0-2 балла)
3) Чьи духи были ларами Рима? Расскажите об этих героях. (0-3 балла)
4) Как вы думаете, зачем в мифологии появились такие Воли-Силы как пенаты и лары? (0-3 балла)
5) Нарисовать Пенаты своего дома в Аргемоне (0-5 баллов)
6) Или написать стихотворение про них же (0-5 баллов)
7) Предлагаю взять портал в виде Пенатов Аргемоны и отправиться в Древний Рим на праздник ларенталий. С вас отчёт о приключениях. (0-5 баллов)
Внимание!
В домашнем задании следует выбирать вопросы так, чтобы в сумме они оценивались в 10 баллов! Ни в 9, ни в 11, ни в 12, а именно в 10!
Все работы, несоответствующие данному требованию, будут отклоняться.
Творчество всегда приветствуется!
|