Мифология Древней Греции и Древнего Рима
   



Кабинет МДГиДР
Лекции
Консультационный Центр
Расписание
Журнал
Аргемона
   


      Перед очередной лекцией Ярослава преобразовала карту Древней Греции в карту Древнего Рима, статуи греческих богов отодвинула подальше, а на их месте расставила статуэтки ларов, пенатов и гениев.

      Приветствую вас на очередной лекции по Мифологии Древней Греции и Древнего Рима.

Итак, мы с вами немного разобрались с основными греческими богами, пора вспомнить и о римских. Изучая олимпийцев, мы упоминали их римские имена:

       Зевс – Юпитер

       Гера – Юнона

       Аид – Плутон

       Посейдон – Нептун

       Деметра – Церера

       Гестия – Веста

       Гефест – Вулкан

       Афродита – Венера

       Арес – Марс

       Афина – Минерва

       Гермес – Меркурий

       Дионис – Вакх, Бахус

       Артемида – Диана

       Аполлон, правда, и в Африке в Риме Аполлон

       Получается, что римская мифология – это греческая, но только с другими именами? Отчасти так, но лишь отчасти.

       Римляне, обладая глубоким религиозным чувством, в отличие от греков не имели богатого воображения. Своих богов они представляли весьма туманно и навряд ли смогли бы сказать мужчина это или женщина, не говоря уже о характере конкретного бога. Всех богов они называли общим словом Силы, или Воли. Римляне так и обращались к своим богам: «Бог ты или богиня, мужчина или женщина, этим или каким-нибудь другим именем тебя называть следует»…

       Влияние греческого искусства и литературы было настолько велико, что римские божества сперва просто приобрели отдельные черты сходства с древнегреческими богами, а потом и вовсе с ними слились. Сами римляне навряд ли смогли бы когда-нибудь создать столь разных и таких живых олимпийцев. Да им особо это было и не нужно: римляне были людьми практики и особо не задумывались о музах и прочей «ерунде». Они поклонялись только нужным прагматичным богам: тем, что охраняют дом, или тем, что ведут тебя по жизни. Например, только что родившегося ребёнка окружали сразу несколько десятков богов. Один давал ребёнку жизнь, второй охранял его колыбель, тритий распоряжались детской пищей, четвёртый учил видеть его свет, пятый учил чувствовать, шестой – пить, седьмой – есть, восьмой – говорить, девятый – выходить из дома, десятый – возвращаться домой. А стоять ребёнка учили сразу три бога Статин, Статина и Статилин.

       Существовало и множество Воль-Сил, помогавших в домашнем хозяйстве: Термина, охранявшая границы; Приап, отвечающий за плодородие; Палес, покровительница домашнего скота; Сильван, помогавший пахарям и дровосекам. Одним из таких Воль-Сил был Сатурн – покровитель посевов, который в последствии стал ассоциироваться с Кроносом, отцом Зевса.

                                         

       Ещё одной Силой-Волей был гений (или «демон» у древних греков) – дух, рождавшийся вместе с человеком и сопровождавший его всю жизнь. У каждого человека был свой личный гений, который определял его характер, следил за своим подопечным и помогал в силу своих возможностей. В день рождения первым делом римлянин приносил подарок статуэтке своего гения; а в тяжёлое для себя время просил у него защиты. Изображали гения чаще всего в образе человека; статуэтка его хранилась на почётном месте. Именно от гениев и пошло христианское представление об ангеле-хранителе.



       Некоторым римлянам очень везло со своим гением: он вдохновлял, внушал знания, одарял талантами - человек становился гениальным, то есть находившимся под покровительством особого духа-гения.

       Иногда считалось, что каждый человек имеет двух гениев – доброго и злого. Именно они и были в ответе за то, какие поступки совершает их подопечный.

       Думаю, на сегодня хватит. Держите дощечки с домашним заданием и можете быть свободны.

Домашнее задание:

      Напоминаю, что домашние задания оцениваются по десятибалльной системе. За особо понравившуюся работу преподаватель имеет право начислить 2 дополнительных балла сверх высшей отметки (10 баллов).

       Вопросы предлагаю вам выбрать самим так, чтобы в сумме их "стоимость" составила 10 баллов

      1) Расскажите о каких-нибудь двух-трёх древнеримских Волях-Силах. (0-2 балла)

      2) Что же такое гениальность? Связано ли это слово с древнеримскими гениями? (0-2 балла)

      3) Как вы думаете, почему у греков боги были с прорисованными характерами, а у римлян только абстрактные Воли-Силы? (0-3 балла)

      4) В тексте лекции указаны греческие и соответствующие им римские имена олимпийцев, составьте подобную табличку для других богов (не менее десяти пар имён)(0-3 балла)

      5) Попробуйте нарисовать своего гения (0-5 баллов)

      6) Или написать стихотворение про него же (0-5 баллов)

      7) Расскажите о своём гении, какая у него внешность, характер, что ему может в вас нравится, а что нет. (0-5 баллов)

Внимание!

В домашнем задании следует выбирать вопросы так, чтобы в сумме они оценивались в 10 баллов! Ни в 9, ни в 11, ни в 12, а именно в 10!

Все работы, несоответствующие данному требованию, будут отклоняться.

       Творчество всегда приветствуется!

   
(c) Ярослава 2009
Hosted by uCoz