Мифология    Древней    Греции       и   Древнего   Рима
   



Кабинет МДГиДР
Лекции
Консультационный Центр
Расписание
Журнал
Аргемона
   


                                           

      - Сегодня не буду устраивать скучных лекций, думаю, вам и прошлой достаточно. Сейчас мы отправимся в небольшое путешествие, точнее даже сразу в два путешествия. Все готовы? Тогда в путь! Вместе прикасаемся к амфоре.

      В полной темноте ослышался плеск воды и громкий непрекращающийся лай.

      - Ну, вот мы и на месте. Никуда не отходите, пожалуйста! Вокруг я создала щит, скрывающий нас от посторонних взглядов. Думаю, когда поймёте, куда мы попали, сами бродить тут не захотите. Можете посветить себе палочками и оглядеться – это и есть мрачное царство старшего брата Зевса, Аида.

      Неровный свет волшебных палочек выхватывал из кромешной мглы чёрные глыбы стен, свисающие с каменного потолка сталактиты и тёмные воды реки.

      - Перед нами Ахерон, река скорби, одна из девяти рек, протекающих в этой стране мёртвых. К ней спускаются души умерших, которые мы с вами видеть не можем, и толпятся на берегу в ожидании мрачного старика Харона, облачённого в рубище. Харон в своей лодке перевозит души на противоположный берег и берёт за труд плату в один обол – монету с самым низким номиналом; осмелюсь даже сравнить её с нашей копейкой. По греческому погребальному обряду монету клали под язык усопшему, чтобы тот мог заплатить за вход в Аид. Таким образом, перебраться на противоположный берег Ахерона могла лишь душа погребённого с соблюдением всех обрядов человека, в противном случае ей предстояло вечно томиться на пороге подземного царства. Переправляет Харон через реку только в одном направлении, уговорить мрачного паромщика вернуться обратно невозможно.



      «Реки увидишь в Аиде

      Пирфлегетон с Ахеронтом,

      Там и Коцит протекает,

      рукав подземного Стикса,

      Там и скала, где шумно

      стекаются оба потока».



      Так говорит Гомер в «Одиссее», упоминая и другие реки подземного мира. Назову ещё Лету, Амелет, Океан и Флегетон.

                                                Плещут волны Флегетона,

                                                Своды Тартара дрожат,

                                                Кони бледного Плутона

                                                Быстро к нимфам Пелиона

                                                Из Аида бога мчат.

      Это уже у Пушкина. Кстати, Плутон – это римское имя Аида.

      Запоминать все реки, конечно, необязательно, вполне достаточно трёх: Ахерон, Лета и Стикс.

      Стикс – река с ледяной водой. Над чашей воды из этой подземной реки боги произносят клятвы, и сурово будет наказан преступивший её: на год падёт он замертво на берегах Стикса, а после ещё на долгих девять лет будет изгнан с Олимпа. Вода этой реки ядовита. Ходят легенды, что именно ей и отравили великого завоевателя Александра Македонского. А вот нимфа Фетида не побоялась окунуть в эту ядовитую ледяную воду своего новорождённого сына Ахилла, чтобы тело его стало неуязвимым ни для стрел, ни для копий, ни для мечей. Лишь только пятка ребёнка, за которую и держала его мать, осталась не омыта водами реки, но это уже другая история.

      Лета – река забвения, из неё пили души умерших, чтобы навсегда забыть всё, что было в прошлом. До сих пор живо выражение «кануть в Лету» - исчезнуть, предать забвению.

      Ни на минуту непрекращающийся лай, который не заглушают даже плеск воды, - голос Кербера, или, как чаще произносят, Цербера. Это верный пёс владыки подземного царства, охраняющий выход из Аида. Отсюда увидеть мы его не сможем, но, думаю, нам будет достаточно и его голоса. Внешность Кербера не лицеприятна – огромный трёхглавый пёс, на спине и вокруг шеи которого жуткие змеи. Зорко стережёт он выход, никому не под силу с ним справиться.

      Но хватит уже о мрачном и неприятном. Не всё так страшно в царстве Аида, есть там и знаменитый Элизиум, где обитают души блаженных героев. Элизийские поля (Елисейские поля) – французы не нашли для своей самой лучшей улицы названия краше, чем древнегреческий рай.

      Аид сам решал, кого отправлять ему в аидские зловонные болота, а кого в Элизиум. Смягчить мрачного бога могла только его красавица-жена Персефона (в римском варианте Прозерпина). Когда она была рядом, а это всего четыре месяца в году, Аид больше душ пропускал в райские поля.



      В этот момент послышался плеск вёсел, и из-за мрачных каменных глыб появилась чёрная лодка с угрюмым стариком.

      - Не будем мешать Харону работать, нам нужно навестить ещё одного старшего брата Зевса – Посейдона.

      Мгновение и группа студентов оказалась на скале, с которой открывался живописный вид на море. Рядом возвышались руины какой-то античной постройки.

      - Перед вами всё, что осталось от храма Посейдона на мысе Сунион. Пожалуйста, не подходите близко к краю скалы, именно здесь бросился в море Эгей, завидев на горизонте чёрные паруса. Храм Посейдону, возведённый в седьмом веке до нашей эры на этом месте, был разрушен персами в 480 году до н.э. Через 40 лет эллины вновь воздвигли на месте разрушенного святилища храм, пол тысячи лет он был действующим. И играл он не только роль культового сооружения, но и был своего рода маяком. Возвращаясь домой, первым моряки видели именно этот храм, расположенный на самой южной точке всей материковой Греции. Изначально храм окружало 34 колонны, но до наших дней сохранилось чуть меньше половины, и те, как вы сами можете видеть, «украшены» именами туристов. Где-то тут оставил и свой «автограф» лорд Байрон, посещавший Грецию в начале XIX века.

      Так что же это за бог? Посейдон (у римлян он Нептун) – второй по мощи и значению после Зевса.



      Владыка Посейдон, тот, кто даёт нам гордость,

      И сильных коней молодых, и уменье

      Плыть над бездной бездонной!

      Он повелевает и бурями, и штилями:

      Он повелел, и вдруг буря взыгралась,

      И по глади морской покатилися мощные волны.



      Говорят, что он, как и младший брат, бесподобно красив, только волосы и борода у него синие. По жребию он получил власть над огромным морским царством, на дне которого возвышается его великолепный дворец, но на Олимпе, до которого он добирается всего в три шага, его можно встретить гораздо чаще.

      Посейдона называют Потрясателем земли и изображают с трезубцем, с помощью которого он может разбить в куски всё, что ему угодно. Стоит ему лишь взмахнуть своим оружием в море и начинается страшный шторм, а там, где ударяет трезубцем по земле, возникают источники. Когда же Посейдон несётся в своей золотой колеснице с упряжкой из трёх коней над водами, волны стихают, и позади неё расстилается уже тихое спокойное море, а вокруг колесницы играют дельфины.

      Но мало было владеть Посейдону людскими судьбами на море, он неустанно пытался найти землю, на которую не распространялась власть олимпийцев. И лишь у самого края земли нашёл он остров Атлантиду, где стали править его потомки.

      Женой синекудрого Посейдона была прекрасная Амфитрита, дочь Нерея, мудрого и доброго бога, олицетворявшего спокойное море.

      Мифов, участником которых является повелитель морей, пожалуй, не меньше, чем мифов с участием Зевса, так что сталкиваться с этим богом мы будем постоянно. Согласно преданиям, если загадать во время заката у подножья храма желание, то оно обязательно сбудется!
                                                                       
                                    А на сегодня хватит, возвращаемся в Аргемону.



      Домашнее задание:

      1) Почему Посейдона чтили не только моряки, но и всадники? (0-2 балла)

      2) Можно ли утверждать, что древние греки верили в бессмертие души? (0-3 балла)

      3) Чем древнегреческий подземный мир Аид отличается от христианского ада? (0-2 балла)

      4) Опишите, каким вы себе представляете Аида или Посейдона (можно даже нарисовать, за это дополнительные баллы)(0-3 балла)

       Творчество приветствуется!


   
(c) Yaroslava. 2008
Hosted by uCoz